ИСТОРИЯ ХРАМА ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Храм – это дом Божий, это небо на земле. В Ветхом Завете есть история о том, как праотец Иаков «…пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней…»
Проснувшись, потрясенный Иаков сказал: «… это не что иное, как дом Божий, это врата небесные…» И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя место тому: «Вифиль», что значит Дом Божи.
Каждый храм имеет свою судьбу. У нас в России подчас очень трагическую, в том числе и наш храм, который расположен в знаменитом своей историей селе Бруснятском.Наша Бруснятская церковь является церковью Казанской Божьей Матери. Казанская икона Божьей Матери – одна из самых чтимых русских святынь позднего средневековья и Нового времени, прославившаяся чудесами. По преданию, обретение чудотворного образа произошло в Казани 08 июля 1579 года. Вскоре список с иконы и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному. Обретение чудотворного образа было воспринято в столице как знамение свыше, свидетельствующее о благоугодности обращения в христианство Казанского ханства, присоединенного к России Иваном IV.
В XVII веке икона эта особенно почиталась царской династией Романовых, при которых она стала одной из важнейших русских святынь. У нас в церкви – список с этой иконы.
Наша Свято – Троицкая (Казанская) церковь имеет свою историю:
Первая церковь в Бруснятах была деревянная, построена в 1763 году во имя святой Троицы. Вторая церковь каменная, заложена она в 1855 году, как двухпрестольная во имя святой Троицы. Много позднее в селе Бруснятском (в 50-е годы XIX века) чувствовалась неотложная нужда в перестройке храма. Старый храм, самое большее, мог вместить 400 человек, тогда как еще в 50-е годы XIX века в приходе насчитывалось более 2000 жителей обоего пола. Ввиду такой маловместительности храма прихожане стали серьезно задумываться о том, как бы расширить существующий храм. Сначала они остановились на мысли, что лучше всего и дешевле расширить храм через пристройку пределов, т.е. в стенах существующего храма пробить арки, а с боков приложить стены. Затем большинство прихожан сочли такое расширение храма неудобным. Среди меньшинства оказались влиятельные люди, и у народа, привыкшего всегда идти за ними, не достало смелости начать постройку храма без их согласия. И эти влиятельные люди целых 12 лет тормозили нужное для народа дело. И все-таки прихожане, видя, что тянуть дело так, как оно шло до сих пор, нельзя, решили во что бы то ни стало, не обращая внимания на вожаков, приступить к постройке нового храма. Наконец, 25 марта 1894 года были сняты кресты со старой церкви, и прихожане приступили к ее разборке. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы – освящен 20 апреля 1868 года, Придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы – освящен 15 ноября 1859 года. В 1894 году придельный храм разобран, и на его месте 15 мая того же года заложены два придела: первый – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, второй – во имя пророка Илии. Первый освящен 23 августа 1898 года. Главный храм разобран, и в 1912 году вновь построен, но не был освящен. В 1922 году большевиками было изъято 18 фунтов 41 золотник серебра (7, 4 кг). Церковь была закрыта во время сталинских репрессий в 1937 году. Вновь церковь открыта в октябре 1945 года после победы народов России над фашистской Германией. Всю войну служители церкви духовно поддерживали народ. Закрыта церковь в 1961 году. Возвращена народу в 1991 году. Освящена 12 октября 1991 года. С того времени и по сегодняшний день церковь является действующей.
Во время интервью с Брусницыной Зоей Александровной нами был задан вопрос: «А что вас привело к Богу?» Зоя Александровна даже удивилась этому вопросу: «А как же иначе?» Как переживал народ нашего села закрытие церкви, разорение и осквернение храма! Но ведь были совершены и поступки против этих варварских действий тогдашней власти: Адольф Семенович Брусницын под страхом наказания спас колокол и крест и хранил их у себя в доме. Он знал, что он спасает, чем ему это грозит, но вера и надежда на Бога поддерживали его годами.
Следовательно, на кого больше надеются люди? Конечно, на Бога, поэтому и держатся за веру, надеясь на спасение души своей, на понимание и поддержку Бога, сына его Христа и святого духа. И мы сами становимся лучше, духовнее, и поступки наши добрее, осмысленнее.
В нашей церкви мы слышим проповеди батюшки Даниила. Они всегда полны глубокой мысли, а потому поучительны.
Собирать материал по истории нашего храма мы начали совсем недавно. Нам хочется, чтобы осталась память о духовном подвиге нашего народа, восстановившего церковь, чтобы мы все помнили прошлое своего родного края. Тогда мы можем смело смотреть в будущее и становиться лучше, добрее, отзывчивее. |